Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования ДТП, где был поврежден автотранспорт, где пострадали пассажиры, водитель, пешеходы служит экспертиза ДТП, которую в различных случаях по разному называют то дорожно-транспортной, то автодорожной, то дорожной.

Но ни одно из данных наименований дорожной экспертизы не является верным и научно-обоснованным, но об этом позднее.

Дорожно-транспортная экспертиза (дорожная или автодорожная экспертиза) остается самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз.

Вне зависимости от того, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза обрела это уникальное наименование более 7 лет назад, основная масса следователей, судей, адвокатов, юристов по прежнему назначают в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая лишь только класс экспертиз, не определяя вида экспертизы.

В результате столь общего и абстрактного определения данного исследования, в общей практике часто появляются ситуации, когда в офис учреждения, где присутствуют вроде бы как «автоэксперты» (такие как — эксперты в области транспортной трасологии, оценщики ущерба, оценщики автомобилей), поступают материалы дела, для исполнения которых необходимы специальные знания эксперта по исследованию ДТП (дорожно-транспортных происшествий, дорожной разметки, дорожных знаков, полотна дороги).

В этих случаях возникает нехорошая ситуация, в следствии которой материалы дела возвращаются в судебные или следственные инстанции без исполнения, из-за чего сроки расследования затягиваются по причине элементарной грамотности указанных выше участников судебного процесса.

Главные цели и задачи судебной дорожно-транспортной (автодорожной) экспертизы:

• обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия: состояние покрытия проезжей части, участка дороги за пределами дорожного покрытия, обочин;

• текущее состояние дорожного покрытия в месте дорожно-транспортного происшествия, наличия закруглений, уклонов в поперечном и продольном направлении;

• возможные условия видимости и обзорности с места водителя;

• установление возможности необходимого восприятия водителем сложившейся ситуации;

• Исследование технической возможности предотвращения происшествия;

• установление значений коэффициентов и параметров, который характеризуют передвижение автомобиля и прочих объектов на месте дорожно-транспортного происшествия: сопротивления и коэффициентов сцепления перемещения транспортных средств и прочих участников по поверхности автодороги;

Установление обстоятельств, связанных с дорожной обстановкой перед ДТП, способствовавших возникновению ДТП: неверная разметка дороги, неправильное расположение дорожных указателей, отсутствие нужных дорожных знаков, неблагоустроенность дороги и иные отрицательные особенности дорожной ситуации.

Для автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы специалисту необходимо предоставить имеющиеся материалы административного, гражданского, уголовного дела, относящиеся к ДТП. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу также следует знать, что для всестороннего и полного исследования необходимо полное изучение комплекса информации о ДТП.